Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

По лестнице времени
О жизни и творчестве Владимира Маяковского можно говорить много и интересно, но я бы хотел остановиться на той роли В. Маяковского, которую он сыграл в становлении революционной поэзии российских окраин. В данном конкретном случае рассмотрим послереволюционную лезгинскую поэзию на примере творчества талантливого поэта, прозаика Алибека Фатахова, которого литературовед Ахед Агаев назвал «нашим Маяковским».
За свои неполные двадцать пять лет (1910 – 1935) А.Фатахов оставил яркие произведения (повести «Проклятье», «Гюлпери», «Риза», поэмы «Разведчики гор», «Ударник Гасан», «Неугомонные дети», «Война», «МТС», «Ударники дорог», роман в стихах «Разорванные цепи»), множество стихов, пьес, очерков и фельетонов, переводов и проч.
Влияние В. Маяковского на А. Фатахова огромно. Это особенно видно по его первым стихотворениям. Вот как в стихотворении «Пятилетку за четыре года» при помощи призывных интонаций, публицистической трибунной лексики А. Фатахов характеризует могучие шаги индустриализации молодого советского государства:

Трудовой народ,
    Бери твердо шаг
        От достижений своих
К достижениям опять!
    Классовым врагам,
        Пощады не давай!
            
    Предательским рукам
    Пощады не дадим!
    Бей! Бей! Будем бить
    Мы прямо в цель!
Успехи у кого
    Становись вперед!
    Революционная искра!
        По миру несут ветра!
(Построчный перевод с лезгинского)

Стихотворение явно напоминает «Первый из пяти» В. Маяковского. Как и Маяковский, А. Фатахов использует призывные интонации, агитационные приемы, наполняет стих революционным пафосом. Это, во всяком случае, позволяет показать энергию штурма, мощную поступь индустриализующейся державы. И в стихах у Фатахова, как у Маяковского, четко выраженная классовая идея. (Классовым врагам пощады не давай!)
 Близки языку Маяковского и лексические интонации Фатахова в стихотворении, где поэт дает образ металла и огня:

Сжигайте огнем, пусть горит.
    Пусть заслонят небеса.
        Дым от фабрик, заводов   
        Пусть все увидят, все услышат пусть,
Как звенит металл.
    Огонь! Огонь! Огонь!
        Огонь со всех сторон
        Пусть текут ручьи
Рабочего пота
    Пусть как огненная река
        Течет по желобам металл!
        Куйте смело, рабочие руки!
(Построчный перевод с лезгинского)

Многие черты характера, увлечения, отношение к новому времени, к громадным переменам, к строительству новой жизни роднит А. Фатахова с В.Маяковским. Как и Маяковский, Фатахов рисовал, был непримирим не только к классовым врагам, но и ко всякой серости, любил правду, как бы жестока она ни была. И естественно, несмотря на свою молодость, успел нажить себе достаточно врагов, от рук которых и погиб при загадочных обстоятельствах в расцвете физических и творческих сил. Его нашли с проломленным черепом. На его произведения и на его имя было наложено негласное табу. Его могила не известна.

Творчества и В. Маяковского, и А. Фатахова заслуживают оценки по тому высокому «гамбургскому счету», который был критерием отбора труда истинных мастеров. Хотя шагу к величию им помешала буря Октября: и Маяковского, и Фатахова захватила и понесла революционная стихия, и они всецело отдались ей, служа искренно и до самоотречения. Тем велика и трагедия для них, когда открылась надуманность и фальшивость тех идеалов, которым они так преданно служили.
И круг идеалов, и круг друзей, и любовь – все оказалось настолько непрочным, что для Маяковского оставалось то последнее, на что он решился.
А трагедию Фатахова ускорили наделенный богом талант, неуемный бунтарский характер.

Революция в жизни Владимира Маяковского сыграла такую же роль, какую сыграла роковая женщина – Лиля Брик. И в жизни Алибека Фатахова оказалась роковая женщина, которая не только не смогла его уберечь от многих жизненных неурядиц, но и некоторым образом способствовала трагической развязке событий.
Для революции, которой Маяковский отдал всю душу, всю молодую энергию, были нужны его агитационные стихи, громкое убеждающее слово трибуна революции. Но когда неуемный поэт искал выхода из зациклившегося круга, он стал мешать «светлым идеалам» революции. Властям был  нужен не жизненный Маяковский с его требовательностью, с его вызывающей непокорностью, с его любвеобильностью и роковыми связями, а мифический поэт, глашатай революции, незапятнанный ничем, покорный и послушный, четко понимающий и беспрекословно руководствующийся политикой партии и правительства и великого Сталина. Но поэт, автор известной поэмы «Ленин» и «Стихов о советском паспорте», оказался очень своенравным.
«Легко сказать – плюнуть… Я уже харкаю кровью…»,– писал поэт, когда друзья ему советовали не обращать внимание на организованную вокруг его имени травлю.
Начиналось другое время, где были нужны податливые и надежные, а не ершистые и неуправляемые, как Маяковский и Есенин, Сулейман Стальский и Фатахов…
Ни классовость, ни «агитационность», присущие поздним произведениям В. Маяковского и поэзии А. Фатахова, не могут умалять или отрицать значение их творчества: для лезгинской и дагестанской литературы – Фатахова, для советской и российской литературы – Маяковского.
Всю свою творческую жизнь Маяковский хотел быть понятым народом; и очень страдал, что его не понимали (провал выступления перед студентами в Плехановском институте 9 апреля 1930 года).
 В стихотворении « Домой» есть такая концовка (кстати, снятая по совету Осипа Брика):

Я хочу быть понят страной,
А не буду понят – что ж.
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь.

1987



Источник: http://фатахов, маяковский, нагиев, лезгины
Категория: Мои статьи | Добавил: veche (09.06.2011)
Просмотров: 1648