Главная » Статьи » Мои статьи |
ЯРАН СУВАР – ПРАЗДНИК СОЛНЦА
ЯРАН СУВАР – ПРАЗДНИК СОЛНЦА Множество разных праздников у дагестанских народов. В частности у лезгин известны: Цуькверин сувар (Праздник Цветов), Эвелцан или Сифтергал (Первая борозда), П1инийрин сувар – К1ару (Праздник Черешни)… Но самым замечательным из всех праздников является Яран сувар, что означает «Праздник Солнца». Месяц яр наступает в день весеннего равноденствия в полночь 21 марта и длится по 4 апреля. Красный цвет (йар /яр) в жизни лезгин занимает важное место. Согласно верованиям древних лезгин, земля держится на рогах красного быка (йару йац). И в слове бык (йац/йарц) слышится этноним «йар – красный». Бык занимал важное место как в хозяйственной, так и в духовной жизни лезгин. Красному быку поклонялись, его приносили в жертву. Жертвенного быка хорошо кормили, за ним хорошо ухаживали, чистили, на шее завязывали красные нитки. Перед принесением в жертву, быка еще ночью трижды водили вокруг села. Мясо раздавали всему селу поровну. Красный цвет считается цветом зарождения и царствия жизни, этот цвет ассоциируется с жизнью, с кровью. На крови клялись, кровью братались, кровью смывали позор. Красный цвет считается самым красивым и благородным цветом. Невесту покрывают красным платком (дуьгуьр). Красными платком украшали шею коня победителя и доброго вестника. В орнаментах и рисунках лезгинских ковров используются почти все оттенки красного цвета (его получали из марены, выращиваемого в равнинном Лезгистане). Древние наскальные рисунки сделаны красным цветом. За недели две-три до наступления Яран сувар и до окончания месяца яр люди на запястьях носят красную (иногда перекрученные с белой) нить. Заблаговременно перед праздником Яран сувар готовятся сухие стебли растений (яран кьалар «стебли для яра»), их ставят в виде конусов на специальных площадках для костров (раньше костры сжигались и на плоских крышах домов). В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры (по семь костров) на крышах домов, на общественных площадках, в местах массовых игрищ. В землю втыкаются факелы (лаванар) в каждой группе по семь штук. В костер бросают старые вещи, со словами: «Сийиди куг! Ц1ийиди хьухь!» (Старое, гори! Новое, родись!). Устраиваются зрелищные фейерверки: пускают в небо разнообразные огненные звёзды из перекрестно связанных палок, обмотанных замасленными тряпками (ц1айлахъанар); огненные шары из тряпья или соломы (алпанар); пускают горящие стрелы (хьелхьемар); с гор скатывают большие огненные колёса или шары из спрессованной соломы и тряпья (барбияр). Для очищения от грехов, болезней, сглазов, порчей и прочих нечистей, человек по семь раз должен прыгать через костры. Для устрашения темные сил и злых духов всю ночь производили побольше шума. Били в колокола (например, на столб вешался кусок металла (зенг) или массивный обрубок сухого ствола дерева (лахъут), бой по которым производил звон или гул), стреляли из самодельных пневматических «ружей» (къумпара) и из обычных ружей. Массовые гуляния сопровождаются присущими для этого праздника плясками и песнопениями, которые продолжаются и днем. В древности в период яр между воюющими сторонами заключалось перемирие. В этот период особенно полагается совершать только добрые дела. Считается богоугодным делом прощать грехи, мириться, кто в ссоре, кто в кровной мести. Обращаются к Гъуцар (Богам) с просьбой о прощении грехов. На следующий день с утра (22 марта) юноши с ряженым Ц1егь (Козел) идут по дворам и колядуют: «Нуну, нуну – яран пай!» (Нуну, нуну /дай / подношения для яра!). Ряженого сопровождают музыканты (зурна или дудук с барабаном), двое носильщиков подношений с переметными сумами через плечо (чантаяр или гьебеяр) и несколько сопровождавших шествие. Если двор неухожен, неубран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки вроде: «О, здесь мусором богаты, Выходи-ка, виноватый! Когда же мусор здесь сожгут? Что-нибудь здесь нам дадут?!» Если же двор ухожен и чист, то ряженый расточает похвалу: «Здесь чистота необъятна, Тут и гостить нам приятно! Детей пусть будет полный дом, Пусть изобилие будет в нем!». Конечно же, ряженый очень искусно дозирует, регулирует хулу и хвалу, ловко используя иносказание, намек, юмор, зная меру и такт. Вся игра была сплошная импровизация, и для этой роли подбирались имеющие талант люди. Хозяева на шутки не обижаются, смеются, и сами включаются в игру, веселятся со всеми. Это традиционный праздник народной смеховой культуры. Хозяйки выносят все, чем богаты: сухофрукты (вирер), вареные и свежие яйца, лепешки (т1унут1, алуга, шткар, афар), цик1ен – особый пирог с мясом, луком, картошкой и специями; гузан – лепешки с кремом из свежего коровьего масла и мёда; баклук – лепешка из кукурузной муки с луком; алуга – творожник или сырник с яйцом; черекун – печеный хлеб наподобие пиццы с сыром, луком и помидорами; хъукьвал – сорт пряника, исит1а – халва из обжаренной муки, меда и масла; кáлар – обжаренные зерна ячменя и конопли; сав – мука из кáлар; свежие яблоки, орехи печеная или вареная тыква и прочие продукты. На праздник «Яран сувар» красят яйца, сваривая их с различными растениями, выделяющими краски (шелуха лука, сушеная зеленая кожура грецких орехов, марена и др.). Чтобы в доме всегда был достаток, число блюд должно равняться семи. Если семья не могла себе позволить приготовление семи разных блюд, выручал гит1 – кашица из семи ингредиентов (сушеное мясо, кукуруза, ячмень, фасоль, гороха, нахуд (сорт гороха), картошка или что-либо другое, причем муку и соль можно было считать за компоненты). Вот некоторые традиционные блюда, готовящиеся в месяц яр: к1и – кашица из семи ингредиентов, семéна – сладкая патока из зелени проросшего ячменя; т1ач – напиток из обжаренной муки проросшего ячменя; нат1уфа – орехи, облитые пчелиным или тутовым медом; мехк1уьт – специальная паста из тутового мёда, обжаренной муки ячменя и конопляных зерен; дангу кашица из кукурузы, ячменя и фасоли и др. Праздник «Яран сувар» («Праздник Солнца») идет из глубины веков, еще со времени раизма (поклонения Солнцу). Он приходится на день весеннего равноденствия 21 марта (вернее на ночь с 21 на 22 марта). Яран сувар символизирует возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью… Не следует путать языческий традиционный Яран сувар с мусульманским праздником «Навруз байрам». (Новруз по-фарсидски «новый день»). «Новруз байрам» считается мусульманским новым годом. Период «яр» продолжается в течение 14 дней, по 4 апреля. В эти дни активно проводятся «мелер» (общественные помочи друг другу в различных хозяйственных делах, где нужен коллективный труд). В эти дни лезгины готовятся к весенним работам. Очищают дворы и участки, обрезают и сжигают сухие ветки или готовят их на дрова. Приводят в порядок инвентарь и инструмент. А самое главное – приводят в порядок тело и душу в соответствии с обновляющейся природой. Хотя в жизни лезгин произошла смена нескольких религий (язычества, христианства, ислама), они сохраняют свои политеистические традиции. Ни одна из религий не смогла их вытеснить и уничтожить. Лезгины в душе хранят веру в языческих богов гъуцар и часто обращаются к ним: к Богу Солнца (Ра Атар букв. «Солнце взошедшее»), чтобы он давал свет и тепло; к Богу Огня (Алпан), чтобы он охранял род человеческий от злых духов; к Богу Месяца и Богине Луны (Варз и Мен), чтобы не лишили человека любви и надежды; к Богине Воды (Тавар), чтобы не переставала поить своей жизненной влагой; к Богине Земли (Ген), чтобы не лишал своих благ и хлеба насущного; к Богу Природы (Пан), чтобы оберегал стада и отары… Пантеон лезгинских языческих богов насчитывает более тридцати. В дни «яр» ходят в гости к родственникам и друзьям с поздравлениями: Яран суваркай! Носят друг другу гостинцы и дарят подарки. Раньше юноши и девушки тайно передавали и дарили друг другу яргъвер – вышитые, вязаные или плетеные из красных ниток цветочки, косички, амулеты, которые прикалывались на груди. Были и свои традиционные поверья и гадания. В земле рылись норы и считалось, что проползание через них очищает от сглаза и порчи (чила). По поверью, если долго смотреть на луну, повторяя имя любимого (любимой), и положить под подушку что-нибудь связанное с любимым (платок, волос, одежда, любой предмет, к которому тот касался), то любимый будет сниться. А те, у кого еще нет любимых, повторяют заклинание «Мен, Мен къатурай, к1анид атурай!» (Пусть Луна станет яркой, пусть появится любимый!). Им тогда во сне является любимый. Перед Яран сувар закапывали в землю вместе яйцо, марену и древесный уголь. 22 марта их выкапывали. Если на яйце появлялась красная полоса, то ожидалось везение в делах, темная полоса предупреждала о надвигающейся беде. Нужно было упреждать беду. Начиная с Яран сувар (22 марта), три дня считались предсказывающими о том, какими будут предстоящие весна, лето, осень. Праздник «Яран сувар» из народов Кавказа в описанном виде проводят только лезгины. Отголоски этого языческого праздника остались у лакцев, у молдаван (мерцишор), у славян (колядки; болгары, как и лезгины, тоже носят на запястье красную нить). Лезгины воспринимают 22 марта как праздник всех лезгин. 1980. Опубл. «Лезгинские известия», № 3, от 18.03.2005. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: Фаиз (23.03.2014) | Автор: Фейзудин Нагиев E | |
Просмотров: 2524
| Теги: |