Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Об авторе в прессе

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА: ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА И ПОЭТИКА
Меджидов Абил Абдурахманович

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА: ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА И ПОЭТИКА

Специальность – 10.01.02 Литература народов России (северокавказские литературы)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель Кадимов Р.Г., доктор филологических наук, профессор

Махачкала – 2018


ПЛАН ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………..…4–13
ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА, МЕТОД И СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА

1.1. Жанровое многообразие прозы Ф. Нагиева ……………………..... 14–50
1.1.1. Реалистическая проза .….………………………………………….15–21
1.1.2. Ироническая проза ……………………………………………….21–27
1.1.3. Фантастика …………………………………………………….….27–29
1.1.4. Антиутопия ..……………………………………………………..29–34
1.1.5. Исповедь ...…………………………………………….……… ….34–40
1.1.6. Дневник ……………………………………………………..……..40–41
1.1.7. Притча ..……………………………………………………….…...41–46
1.1.8. Детская проза ..……………46–50
1.2. Метод и стиль прозы Ф. Нагиева ……….…..……………..………...51–61
Выводы по главе 1 ……………………………...61–63
ГЛАВА 2. «ОБРАЗ АВТОРА» И «ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ»
2.1. Творческая биография Ф. Нагиева в контексте современного литературного процесса Дагестана …………………………………………………….....64–93
2.1.1. Биография как важный фактор понимания творчества ……….. 64–68
2.2. Многогранность творческой личности ………………………………68–87
2.2.1. Научная деятельность ……………………………………..………71–73
2.2.2. Общественная деятельность …………………………………….…74–76
2.2.3. Литературно-художественная деятельность ………………………77–87
2.3. Тема родины и патриотизма. Соотношение национального и интернационального в прозе Ф. Нагиева …………………………87–98
2.4. Автор и его герой: поиск нравственно-эстетического идеала …..98–110
Выводы по главе 2 ………………………………………………110–114
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ Ф. НАГИЕВА
3.1. Поэтика художественной речи ……………………115–132
3.2. Поэтика художественного образа ……………………132–135
3.3. Поэтика времени и пространства …………..………..135–146
3.4. Интертекстуальные связи ……….…………..146–153
Выводы по главе 3 …………………..………………154–160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….. 161–175
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………….. 176–190

ВВЕДЕНИЕ

Лезгинская проза в XX веке прошла ускоренный путь становления и развития. Она добилась заметных успехов во всех родах литературы; целый ряд новых и талантливых авторов в своих произведениях закрепили достижения лезгинской литературы XIX века и привнесли новые темы и жанры. Особенно ярко этот процесс прослеживается в последние десятилетия XX – в начале XXI вв., когда мастера художественного слова – А. Фатахов, А. Агаев, К. Меджидов, М. Гаджиев, Н. Мирзоев, Искендар Казиев, А. Махмудов, Б. Гаджикулиев, Р. Гаджиев, Ф. Нагиев, М. Ведихов, А. Кардашев и др. обогащают родную литературы в идейно-тематическом, жанровом, стилевом и художественном отношениях.
Вместе с общечеловеческими проблемами, лезгинские писатели поднимали проблемы своего народа, связанные с особенностями природы и среды обитания, политическими изменениями и социально-экономическими преобразованиями. Среди известных произведений в сокровищнице дагестанской прозы – рассказ «Риза» Алибека Фатахова о мальчике сироте, который за корку хлеба был вынужден выполнять различные поручения сельчан; роман «Доктор с белой прядью» («Кьашкьа духтур») Кияса Меджидова о ставшем для ахтынцев своим русском враче Антоне Ефимове; роман «Расколотое солнце» («Пад хьайи рагъ») Ахеда Агаева о глубинных метаморфозах перестроечного периода советской эпохи; реалистичный роман участника Великой отечественной войны 1941-1945-х годов Искендара Казиева «На земле смоленской» («Смоленскийдин чилел»); роман «Вот камень, вот весы» («Им къван, им терез») Меджида Гаджиева о переселении жителей высокогорного села Куруш в кумыкскую степь; роман «На правом берегу Самура» («Самур вац1ун эрч1и пата») Забита Ризванова о деятельности легендарного полководца Хаджи Давуда и др.
Лезгинские писатели своими произведениями большого общественного, социального, нравственного и эстетического значения – стихотворениями и поэмами, рассказами и новеллами, повестями и романами – внесли и в настоящее время вносят заметный вклад в национальную и дагестанскую литературы, в литературу народов России и продолжают делать это и в настоящее время.
Литературно-художественные пристрастия, духовные, морально-нравственные и эстетические ценности становятся идеологическими ориентирами для целых поколений. Поэтому повышение внимания к воспитательной роли литературы и образования в целом не случайное явление. Таким образом актуализируется и вопрос популяризации и изучения национальной литературы в свете возрастающей ее роли в этнокультурном воспитании молодежи. Ведь художественная литература как вид искусства прежде всего предстает как явление национальное. Через ментальное, этническое сознание она отражает национальную картину мира народа, его мировосприятие.
«Чтобы граждане страны ощущали себя ответственными хозяевами России и своей малой родины», слова о важности сохранения национальной идентичности слышны и в речах руководителей страны: «…Мы придаем приоритетное значение проблемам сохранения идентичности и самобытности каждого народа, укреплению межнационального согласия и гармонии» [URL: http://www.kremlin.ru].
Изучение национальной литературы становится актуальным в связи с ее политической, историко-культурной, социальной значимостью, а также влиянием, которая она оказывает на сохранение духовной самобытности и идентичности этноса. Главным (далеко не единственным) фактором для формирования национальной идентичности (национального характера, национальной культуры) является национальный язык. По утверждению С.Г. Тер-Минасовой, «художественная литература отражает национальный характер и одновременно формирует национальную идентичность». [См. Тер-Минасова, URL: http://eng.regionalstudies.ru].
Многогранное творчество Ф. Нагиева – примечательная веха в развитии лезгинской и дагестанской литературы и содержит в себе духовно-нравственный, художественно-эстетический и гражданственно-патриотический потенциал. [См. Библ.указатель. Щедрость таланта, 2011].
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена неизученностью жанровой системы и поэтики художественной прозы Фейзудина Нагиева, одного из интересных и ярких творческих личностей современной дагестанской литературы.
Отдельные вопросы поэтики, художественные проблематики, жанрового многообразия творчества Ф.Нагиева проанализированы в научных статьях лезгинских и дагестанских исследователей, однако его проза не стала предметом специального изучения и широкого научного осмысления в дагестанском литературоведении.
В настоящей диссертационной работе рассматриваются особенности жанровой системы и поэтики прозы Ф. Нагиева. Для определения воздействия авторского субъективизма на образы героев и на творчество в целом изучена биография писателя.
Творчество Ф. Нагиева рассматривается в контексте многообразия современной литературно-критической и философско-культурологической мысли.
Степень изученности темы.
Отдельные жанры многообразного творчества Ф. Нагиева (поэзия, публицистика) становились предметом изучения в научных статьях и работах А. Гусейнова, Ю. Борева, А. Гюльмагомедова, К. Акимова, Р. Келбеханова, З. Акавова, Р. Кадимова, С. Небольсина, Н. Пригариной; в кандидатских диссертациях Г. Гашарова, Дж. Гасановой, А. Ахмедова, М. Яралиева, А. Рамалданова, В. Лебедева; в статьях поэтов С. Липкина, В. Фирсова, М. Атабаева, Адалло, Т. Ахмедханова, А. Кардаша, А. Камилова, А. Исмаилова, В. Макурова, критиков Ш. Юсуфова, А. Сагратяна, Г. Ильясова и др.
В частности, в рецензии на поэтический сборник «Колокол и камень» («О чем вещает колокольный звон?») Дж. Гасанова дает высокую ценку философской и гражданской лирике Ф. Нагиева [«Настоящее время» №44, 12.11.2010]. На первую книгу автора восторженно откликнулся писатель, литературовед К.Акимов [«Лезги газет» 14.03.1990]. В научный оборот многие поэтические произведения Ф. Нагиева введены благодаря исследованиям и научно-критическим статьям Р. Кадимова [«Лезги газет» 12.06.2003], А. Ахмедова [«Настоящее время» 26.03.210], С. Бедирханова [Вестник ПГЛУ, №1, 2010. С.211-214.], А.Кардаша [«Лезги газет», №6. 08.02.2002], А. Камилова [«Халкьдин гаф» 26.05.2001], А.Исмаилова [«Дагправда» 06.03.1997], Адалло Алиева [«Новое Дело» 28.03.1997], Ашота Сагратяна [Нагиев 2014, с. 340-341], Вл. Фирсова [Нагиев 2014, с. 3-6.] и др. Об идейно-тематическом новаторстве в прозе Ф. Нагиева писали К. Акимов [Акимов 2006, с. 48], Э. Азизов [«Лезги газет» 19.07.1996] и др.
Идейный и духовно-нравственный контекст лирики и публицистики Ф. Нагиева рассматривает исследователь И. Бабаева [Бабаева // 2014, с.43-45; Она же // 2015, с. 25-27; Она же // 2017. № 1, с. 47-49].
Творчеству Ф. Нагиева посвящены рецензии, дипломные работы, известными литературоведами и исследователями написаны предисловия к книгам его стихов. В работах указанных авторов предприняты попытки выявления своеобразия многогранного творчества Ф. Нагиева как литературно-художественного феномена, однако полного и систематизированного исследования прозы, поэзии, драматургии, публицистики, научной и общественной деятельности Ф. Нагиева в отдельности или в целом не проводилось.
Наше диссертационное исследование поэтико-жанровой системы прозы Ф. Нагиева несколько восполняет существующий в изучении его многогранного творчества, а именно художественной прозы, пробел.
Изучение прозы Ф. Нагиева позволит выявить истоки его творчества и отражение в нем устоявшихся национальных художественных традиций, определить новаторские находки писателя и его вклад в национальную и интернациональную – общедагестанскую, северокавказскую и российскую –сокровищницу художественной литературы.
Объектом исследования диссертационной работы является художественная проза Ф. Нагиева.
Предметом исследования является жанровая система, метод, стиль, поэтика художественной прозы Ф. Нагиева, влияние биографии на творчество писателя. Исследуются специфические особенности мировоззрения героев прозы Ф. Нагиева и отношение автора к важнейшим нравственно-философским категориям, авторские поиски нравственно-эстетического идеала.
Цель диссертационной работы – научное осмысление и характеристика мира художественной прозы Ф. Нагиева как социокультурного, идейно-патриотического и нравственно-эстетического феномена.
Цель работы достигается посредством решения взаимосвязанных задач:
- исследовать идейно-тематическое и жанрово-стилистическое разнообразие художественной прозы Ф. Нагиева;
- рассмотреть многогранность творческой личности и биографии писателя в плане их влияния на художественное творчество;
- раскрыть тему родины и патриотизма, выявить отражение проблем народа в творчестве писателя;
- исследовать проблему художественного поиска нравственно-эстетического идеала положительного героя;
- проанализировать особенности поэтики художественной прозы писателя.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что художественная проза, как важная составляющая многогранного творчества Фейзудина Нагиева, ее жанровая система, метод и стиль, поэтика исследуются впервые. Прозаическое творчество писателя рассматривается в жанровом многообразии: рассказ (реалистичный, ироничный, детский), повесть, притча, фантастика, антиутопия, исповедь. Проведен анализ литературных приемов и видов художественной образности (ирония, фантасмагория, гротеск); исследована как содержательная сторона произведений, так и поэтика, язык и слог. Определены особенности творчества писателя в контексте современного литературного процесса.
Впервые в дагестанском литературоведении для анализа произведений прозы использована биография писателя в свете установления ее влияния на творчество.
Выполнена параметризация прозы Ф.Р. Нагиева в поликоординатном аспекте (персонаж, время, пространство), что создает задел для дальнейших исследований художественного мира прозы писателя.
В числе главных идеологических направлений прозы Ф. Нагиева рассматриваются темы родины, патриотизма, отражение народных проблем в прозе, проблемы исчезновения этнокультурной среды, сохранения природы и мира.
Иные проблемы – культурологические, экономические, социальные, бытовые – изучаются через философско-патриотический аспект.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в последующих исследованиях лезгинского, дагестанского и российского литературоведения, посвященных изучению и анализу влияния биографии писателя на его художественное творчество.
Практическая значимость диссертационного исследования видится в том, что его результаты могут быть востребованы при составлении учебных планов по родному языку и литературе для школ республики, при разработке учебных или специальных курсов по современному литературному процессу в дагестанской литературе для высших и средних учебных заведений республики и страны.
Материалом для исследования стали произведения прозы Ф.Нагиева «Бахтлубур» («Счастливцы»), «Куьрсарнавайдан дафт1ар» («Дневник подвешенного»), «Пиц1 квачир инсан» («Человек без пуповины»), «Хъипи Цаварин илчи» («Посланник Желтых Небес») и другие произведения, изданные на лезгинском и русском языках в книге «Терсепулда йиф» («Ночь в Терсепуле»), журналах «Литературный Дагестан», «Самур», «Лезгистан – Алпан», «Дружба – Россияне» (Москва) и др.; более тридцати рассказов для детей, опубликованные в журналах «Кард» («Соколенок»); рассказы, вошедшие в школьные учебники и хрестоматии. В диссертации также использованы опубликованные на интернет-ресурсах художественные и подстрочные переводы произведений.
Методы исследования. Вместе с традиционными методами текстуального и сравнительно-типологического анализа, в диссертационной работе использованы и методы сравнительного изучения. В работе применен биографический метод исследования творчества, т.е. изучение творчества писателя с одновременным изучением его биографии в свете ее влияния на творчество. При этом базовыми методами оставались эмпирический (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), сравнительно-типологический, системный, аналитический, герменевтико-интерпретационный, текстологический методы исследования и комплексный подход к анализу отдельных текстов.
Методологической базой диссертации послужили теоретические положения известных дагестанских и российских исследователей литературы: С.С. Аверинцева, А.Г. Агаева, З.Н. Акавова, С.Х. Ахмедова, М.М. Бахтина, Ю.Я. Барабаша, И.С. Брагинского, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Л.С. Выготского, Г.Г. Гашарова, Н.А. Горбанева, В.М. Жирмунского, Р.Г. Кадимова, Р.М. Кельбеханова, В.В. Кожинова, В.Д. Лебедева, Ю.М. Лотмана, Ф.Р. Нагиева, А.А. Потебни, К.К. Султанова, Н.С. Трубецкого, А.Н. Ужанкова, М.Ю. Чотчаевой, В.И. Шульженко и др.
В качестве методологической базы исследования использовано положение, что язык как общественное явление, неразрывно связанное с историей, культурой, средой обитания, этнической психологией народа, развивается по своим внутренним законам.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поэт, переводчик, драматург, публицист, ученый Фейзудин Нагиев является одним из ярких представителей современной лезгинской и дагестанской литературы. Его творчество представлено также и художественной прозой, которую мы рассматриваем.
2. Писатель внес ощутимый вклад в современную лезгинскую и дагестанскую художественную прозу, обогатил ее новыми жанрами (иронический рассказ, фантастика, антиутопия), художественными формами и приемами (фантасмагория и гротеск), изобразительно-выразительными средствами языка (словотворчество, использование пауз и интонаций в диалогах, монолог-размышление, символика).
3. Творческая биография писателя служит важным средством для глубокого понимания и осмысления его творчества, в частности, художественной прозы.
4. В художественном методе писателя выделяются следующие направления: романтическая ирония, объективное отображение жизни со всеми ее негативными сторонами (перевернутый реализм). С точки зрения стиля, жанра и способов творчества, некоторые ранние произведения писателя реалистичны. В них описывается жизнь жителей горных районов, которых переселили на непривычные им равнины («Человек без пуповины»). От личностных, общественных, земных вопросов писатель переходит к общечеловеческим, планетарным проблемам (в «Посланнике Желтых Небес»). Писатель делает упор на эстетическую функцию языкового материала в художественной системе. В качестве художественных приемов писатель использует мифологические сюжеты с мотивами фантасмагории и гротеска, жанры фантастики и антиутопии. Традиционные условные элементы (олицетворение, сказка, легенда) и индивидуальные особенности языка и поэтики вкупе создают комплексный «нагиевский стиль».
5. В нагиевских произведениях находят отражение насущные проблемы лезгинского этноса, как разделенность народа, исчезновение его этнокультурного пространства, традиций, языка, этнического мышления, что приводит к размыванию национальной идентичности лезгин.
6. Положительный герой прозы Ф. Нагиева обладает высокой гражданственностью и патриотизмом, человеколюбием и состраданием к чужой боли. В образе положительного героя проявляются ментальные этнопсихологические черты, присущие народным героям лезгин. В произведениях писателя прослеживается духовная близость и особая взаимосвязь нравственно-эстетических устремлений и жизненно-философских взглядов положительного героя и автора.
7. Писатель считает, что постижение интернационального возможно только через национальное – посредством познания этнической истории, культуры, традиций, языка.
8. Творчеству Ф. Нагиева присущи высокая гражданственность и гуманизм, патриотизм и интернационализм. Автора беспокоят не только вопросы социальные, экологии, культуры, языка, но и проблемы общечеловеческого планетарного масштаба, как сохранение жизни на Земле.
9. Художественная проза Ф. Нагиева построена на общих типовых и своеобразных средствах поэтики. Своеобразие поэтики прозы писателя характеризуется поэтикой художественного слова и образа, поэтикой времени и пространства.
10. Художественная проза писателя интертекстуально перекликается с творчеством некоторых дагестанских писателей и киргизского писателя Чингиза Айтматова.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в докладах на межвузовских, республиканских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, изложены в публикациях, в т.ч. и в рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ рецензируемых журналах:
Структура работы определяется целями и задачами исследования, характером избранной темы. Диссертация состоит из введения, трех глав с разделами и подразделами, заключения, списка использованной литературы. К разделам и главам прилагаются краткие выводы. Общий объем диссертации 190 страниц печатного текста (в т.ч. 175 стр. основного текста и 15 стр. библиографии).
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, даются краткие выводы, очерчиваются перспективы разработки проблемы, предлагаются практические рекомендации.
Работу завершает список использованной научной и художественной литературы, включающий 199 источника.

ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА, МЕТОД И СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. «ОБРАЗ АВТОРА» И «ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ» В ПРОЗЕ Ф. НАГИЕВА

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ Ф. НАГИЕВА

Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование – «Художественная проза Фейзудина Нагиева: Жанровая система и поэтика» – состоит из трех глав с соответствующими разделами. По каждому разделу и по каждой главе даны обобщающие выводы.
Глава 1 «Жанровая система, метод и стиль прозы Фейзудина Нагиева» состоит из двух разделов – «Жанровое многообразие художественной прозы Ф. Нагиева» и «Метод и стиль художественной прозы Ф. Нагиева». Цели и задачи первого раздела раскрываются в восьми подразделах, посвященных разным жанрам (реалистической и иронической прозе, фантастике и антиутопии, исповеди и дневнику, притче и детской прозе).
Глава 2 «"Образ автора" и "образ положительного героя"» состоит из четырех разделов со своими подразделами: 1) «Творческая биография Ф. Нагиева в контексте современного литературного процесса Дагестана» (с подразделом «Биография как важный фактор понимания творчества»); 2) «Многогранность творческой личности» (с подразделами «Научная деятельность», «Общественная деятельность», «Литературно-художественная деятельность»); 3) «Тема родины и патриотизма. Соотношение национального и интернационального в прозе Ф. Нагиева»; 4) «Автор и его герой: поиск нравственно-эстетического идеала».
Глава 3 «Поэтика художественной прозы Ф. Нагиева» состоит из четырех разделов: 1) «Поэтика художественной речи», 2) «Поэтика художественного образа», 3) «Поэтика времени и пространства», 4) «Интертекстуальные связи».
В диссертационной работе проведены исследования жанровой системы, метода и стиля прозы Ф. Нагиева, изучена творческая биография писателя в свете ее влияния на творчество, рассмотрена тема родины и патриотизма, определено соотношение национального и интернационального в прозе писателя, установлена степень авторского субъективизма в изображении образа положительного героя и поиске нравственно-эстетического идеала.
В результате выполненного исследования получены следующие итоги:
Жанровая система прозы Ф. Нагиева многообразна и представлена эпическими жанрами, как реалистическая и ироническая проза, фантастика и антиутопия, исповедь и дорожный дневник, детская проза и притча.
В произведениях реалистической прозы в числе прочих («Человек без пуповины») поднята проблема опасности потери этнической и культурной среды обитания народа, утраты этнических духовно-нравственных критериев и культурного иммунитета. Следствием таких потерь стали падение нравственности и культуры, трансформация этнического сознания.
Через судьбу горного села Лакац и его жителей (в лице главного героя Урди), писатель с болью обнажает негативные последствия переселенческой политики страны, которая привела в движение механизм стирания этнической памяти народа, исчезновения векового уклада народной культуры. Разрушение и опустошение горных сёл привели к исчезновению этнокультурной среды, что является одним из главных условий и гарантов сохранения этнического самосознания (повесть «Человек без пуповины»).
Писателя волнуют не только порождаемые надвигающейся глобализацией земные проблемы, как исчезновение этнокультурной среды, загрязнение экологии, рост числа смертоносного оружия, угрожающие сохранению Земного шара, но и проблемы космические (фантастическая повесть «Посланник Желтых небес»).
В повести-антиутопии «Счастливцы» под страной «счастливых» (в кавычках) изображен тоталитарный советский строй с замкнутым общественно-политическим строем. В повести присутствуют все характерные для антиутопии черты: триада героев – герой-тиран в лице Бакуршарра и проводника его идеологии Йасея; герой-бунтарь и герой-жертва Мазан, не принимающий и отрицающий утопические ценности; и чувствующие себя не в роли жертвы, а только счастливыми граждане – ласы (покорившиеся, сломленные).
Творческие методы реализма и романтизма, к которым тяготеет писатель, сочетаются друг с другом, как две грани единого художественного познания. Например, в повести «Человек без пуповины» реальные образы жителей гор Аслан бубы, Урди, Тазагюль и горожанки Светланы и др.; образы окружающей среды и ждущих возвращения людей гор; образ главного героя Урди в некоторых его проявлениях близок к романтизму).
Отражающие реальную жизнь произведения реализма представляют собой познавательную летопись эпохи, чем объясняется огромный к ним интерес.
В реалистических произведениях писатель изображает героев по своим эстетическим критериям. Субъективизм автора проявляется в эстетическом идеале, в положительных стремлениях и порывах положительного героя, в авторском отношении к описываемым событиям. (Но авторский субъективизм мало влияет на неотвратимость событий: переселение горцев на равнину, разрушение этнокультурной среды, потеря языка, этнической культуры, культурного иммунитета происходят независимо от авторской воли).
Творчество Ф. Нагиева отличает стилевое богатство и языковое новаторство. Хотя в произведениях писателя сочетаются разные функциональные стили (низкий, средний, высокий, научный, архаичный и т.п.), его слог и стиль диктуются идеей произведения. Особое построение лаконичной, динамичной фразы, обладающей многослойной символикой и глубинной семантикой, – вот отличительная особенность стиля писателя.
Языковая стихия создает время и место разворачивания сюжета, языковые средства выразительности создают культурный, социальный, интеллектуальный мир, рисуют характеры героев. Фигуры речи и речевые конструкции, единицы морфологии и единицы синтаксиса (модальные и вводные слова), союзы, паузы и некоторая недосказанность мысли, выражаемая многоточием и ритмическими паузами, создают специфический ритм нагиевской речи. Они способствуют пониманию отношения автора к изображаемым образам, предметам, событиям и явлениям, помогают обратить внимание на их особо выразительные черты.

Для установления степени авторского субъективизма в изображении характеров героев и для определения степени влияния биографии на творчество писателя, предварительно изучена творческая биография Ф. Нагиева, как многогранной творческой личности в контексте современного литературного процесса Дагестана. Изучая тему родины и патриотизма и соотношение компонентов национального и интернационального в прозе Ф. Нагиева, определены критерии поиска нравственно-эстетического идеала в вопросе «автор и его герой».
В результате изучения «образа автора» и «образа положительного героя» в прозе Ф. Нагиева в сравнительного плане, определено, что биография и многогранность интересов существенно влияют на творчество Фейзудина Нагиева (о таком влиянии писали исследователи А. А. Демченко, А. А. Холиков, В. А. Лакшин и др.)
Исходя из положения, что составление прижизненной биографии писателя и введение ее в научный оборот является важным шагом в изучении и понимании творчества писателя, впервые составлена и изучена творческая и научная биография Фейзудина Нагиева, как многогранной творческой личности, и тем самым решена актуальная литературоведческая проблема.
Определено также, что творческая многоплановость Ф. Нагиева связана с двумя гранями его мышления – техническим и гуманитарным, что существенно обогащает творчество писателя и расширяют границы мировосприятия.
Установлено, что творческая многогранность писателя выражается следующими направлениями:
– многогранностью литературного творчества: поэзия, проза, драматургия, публицистика, переводческая деятельность;
– наличием жанрового многообразия в художественной прозе: рассказ, повесть, иронический рассказ, фантастика, новелла и притча, детская проза и т.п.;
– научной многогранностью на стыке разных научных направлений: литературоведения, лингвистики, теории литературы, истории литературы, философской герменевтики, текстологии, этнологии, палеографии и др.;
– многогранностью в общественной жизни, это – активное участие в деятельности общественных организаций, издание литературно-художественного журнала, создание авторских телевизионных передач, выступления по радио и телевидению по проблемам культуры, истории, языка, участие в работе «круглых столов», отечественных и международных форумов и др.
Таким образом, многогранность интересов писателя безусловно влияет на творчество и делает его интересным для читателя. Писателю удается сочетать несочетаемые на первый взгляд вещи: быль с вымыслом, серьезность с доходящей до сарказма иронией, иронию с драматизмом и трагизмом, детскую наивную открытость с серьезной суровостью, фантастику с реальностью.
Тема родины и патриотизма пронизывает всё творчество Ф. Нагиева. Эта тема лейтмотивом проходит в публицистике, драматургии, поэзии и прозе писателя. К примеру, в повести «Дневник подвешенного» показана трагическая судьба отказавшегося от своей родины и этнических корней Хана Гадисова, сменившего имя на Хуана Гадеса. Как большой ученый, он разработал теорию ассимиляции народов земли и превращения их в единый унифицированный народ. Убеждения этого специалиста по национальным проблемам строятся на нецелесообразности и экономической невыгодности существования на земле многих рас, языков, культур и религий.
Среди писателей, пришедших в лезгинскую литературу в 1980-е годы, таких, как А.-Фатах Фатахов, М. Ведихов, А. Исмаилов, А. Кардаш, М. Садык и др., стиль мышления Фейзудина Нагиева выделяется большой социальной зоркостью, глубиной видения и прочувствования проблем не только своего разделенного лезгинского народа, но и страны в целом (повести «Счастливцы», «Человек без пуповины», «Дневник подвешенного» и др.).
С болью говорит писатель в повести «Человек без пуповины» о трагических результатах разделения единого лезгинского народа между двумя государствами – Россией и Азербайджаном. На примере разговора между азербайджанским и дагестанским лезгинами писатель показывает отчуждение нравов и языка, разрушение этнической культуры и самосознания единого народа.
Отмечено, что нравственно-эстетические взгляды положительных героев прозы Ф. Нагиева в отношении к извечным категориям – народ, родина, язык, культура – близки к взглядам героев Чингиза Айтматова. Нравственные императивы у Айтматова – «…природа человека такова, что сначала он задумывается о земле, где родился, народе, стране, и только потом думает об остальном мире…» и у Нагиева – «без любви к своей родине, земле, языку, культуре любить мир невозможно» очень близки.
Отношение авторитарной власти к правам человека и правам народов показано в первой в дагестанской литературе повести-антиутопии Ф. Нагиева «Счастливцы». Лишенные всяческих человеческих прав и человеческого звания люди свыклись со своим рабским положением и считают себя счастливыми. Они гордятся своим зависимым положением покоренного (ласа) и, как жизнью, дорожат личным знаком ласства (покорности) – нашейным хомутом.
Патриотизм в произведениях Ф. Нагиева неотделим от интернационализма. Понятие типического героя дает целостное представление о творческом диапазоне писателя, о типе героя, который живет в его представлении. Положительный герой прозы Ф. Нагиева (гражданин, гуманист, патриот) действует в нравственно-эстетических границах, устанавливаемых автором. Мировоззренческий императив (нравственное предписание) писателя, что «интернациональное можно постичь только через национальное, через познание этнической истории, культуры, традиций, языка», в его произведениях выражается через образы и поступки героев.
Поднятая в «Дневнике подвешенного» тема духовно-нравственного преображения человека важна во все времена, тем более в нынешнем охваченном глобализмом мире, когда в духовные ценности и человеческая жизнь теряют цену. У людей, подобных Хуану Гадесу, девизом: «где человеку хорошо, там у него и родина».
В повестях «Человек без пуповины» и «Дневник подвешенного» лейтмотивом звучит мысль: «Люди, будьте достойны заветов славных предков! Защитите свою землю, родину, язык! Знайте свои корни!» Ибо потеря земли и языка, духовных и этнических корней порождает «подвешенных», не определившихся в жизни и не обретших духовной основы людей, «иванов, не помнящих родства», потерявших свою «пуповину», ласов-«счастливцев», лишенных воли и достоинств.
Писатель создает эстетический образ героя, близкий собственным духовным ориентирам. По произведениям Ф. Нагиева складывается следующий портрет положительного героя:
1) он – патриот: любит свою землю, родину, язык и культуру;
2) заботится о сохранении материальной и духовной культуры для потомков;
3) тревожится за нравственное и образовательное воспитание подрастающего поколения;
4) руководствуется идеей овладения общечеловеческой культурой через национальную культуру путем симбиоза их лучших качеств; уверен в постижении интернационального и общечеловеческого через понимание национального;
5) сострадателен и справедлив, честен и правдив, прямолинеен и неподкупен.
Таким образом, «образ положительного героя» в художественной прозе Ф. Нагиева отвечает нравственно-эстетическим качествам автора, а в некоторых ситуациях становится вторым «Я» автора. Автору импонирует образ своего положительного героя – патриота, любящего родину, язык, культуру и сохраняющего эти ценности для потомков. На людях с такими чертами характера, по мнению автора, и держится мир.

Поэтика прозы Ф. Нагиева обладает чрезвычайно богатым арсеналом средств и приемов, (композиция, форма, слог, стиль, язык, особенности словоупотребления, синтаксические особенности и мн. др.) и средствами художественной выразительности (эпитеты, гипербола, сравнение, метафора, аллегория, пословицы и прочие фигуры речи).
Несмотря на сжатость и лаконичность фразы, стиль Ф. Нагиева отличает ёмкость и семантическая глубина слова. Разрушение монотонности ритма достигается нарушением традиционной системы построения предложения, обычно заканчивающегося глаголом, и использованием инверсивных вариантов речи. Писатель избегает длинных предложений, а в случае необходимости употребления, разбивает их на ритмические паузы. Вводные слова, союзы, выражаемые многоточием паузы и некоторая недосказанность мысли задают нагиевской речи особый ритм.
В прозе Ф. Нагиева бытует все три стиля: высокий, средний, низкий. Функциональный стиль речи также разнообразен – от обиходно-разговорного (в саркастических рассказах «В опере», «Старый друг» и др.) и просторечно-архаического (в повести «Счастливцы») до художественно-литературного (в повестях «Человек без пуповины», «Дневник подвешенного» в ряде рассказах) и высокого стиля с элементами научной лексики (в фантастической повести «Посланник Желтых Небес»). В повести «Счастливцы» автор реконструирует архаическую духовную речь, для чего вводит в произведение ряд неологизмов.
Писателем создана целая галерея интересных, запоминающихся образов. Внутренний мир героев связан с окружающей средой и во многом и зависит от этой среды: живущие в суровых условиях горцы немногословны и сдержанны, неприхотливы и заботливы к природе. А жители равнины, привыкшие к жизненным удобствам, импульсивны, чванливы, многословны, не рачительны к окружающей среде, подвержены стяжательству и лени. Переселившиеся в город горцы и их дети к жителям гор относятся свысока («Человек без пуповины»).
В первой в дагестанской литературе фантастической повести «Посланник Жёлтых Небес» автор дает образ инопланетянина «небольшого роста», «излучающего тусклый свет», с «холодной, словно жаба, маленькой гладкой рукой» и «писклявым металлическим голосом». Инопланетный гость обладает телепатией и телекинезом: чтобы сэкономить время, он предлагает профессору, крупному астрофизику, сотрудничество во имя сохранения не только планеты Земля, но и всей Солнечной системы.
В «Дневнике подвешенного» писатель создает трагический образ заблудившегося в своих жизненных исканиях человека, у которого в теле как бы сочетаются две души: только узнав, что смертельно болен, человек критически переоценивает всю жизнь. Как человек, Хуан Гадес отказывается от себя прежнего. Как ученый, он отказывается от главной научной концепции своей жизни – перемалывания разных наций в одну большую нацию, осознав, что она была ошибочной. Но исправлять ошибки у него времени не остается. И он уходит из жизни, полностью осознав свою вину и полностью преображенным, покаявшимся.
Элементы пейзажа в прозе Ф. Нагиева выступают как многозначные символы: кладбище, где на могильных камнях удивительно малые сроки жизни; земля, не принимавшая в свое лоно тело блудного сына, гроб подвешенный на ореховом дереве, из-за чего у дерева прекращается плдоношение («Дневник подвешенного»); просторные для полета вольных орлов небеса и скудная земля для таких же обнищавших духом покорившихся судьбе и насилию людей-ласов, превратившийся в орла дух Мазана («Счастливцы»), с чувством исполненного долга стоящий на скале под благодатным дождем малыш («Легенда о последнем подснежнике»)…
Весьма необычен пейзаж в «Дневнике подвешенного» – фантасмагорическая картина, где автор дает образ матери-земли, со стоном и болями выталкивавшей из своего чрева гроб с телом сына-предателя. Этот фрагмент вместе с образом орехового дерева, которое после подвешивания к нему гроба Хуана Гадеса, перестает давать плоды, показывает неотвратимость наказания за всё содеянное человеком.
Писатель создает особые миры со своим временем и пространством, которые становятся важными элементами поэтики. Художественное пространство в прозе Ф. Нагиева несет основную миромоделирующую функцию и позволяет выявить универсальные представления писателя о бытии и человеке. Обращение к поэтике художественного пространства позволяет увидеть своеобразие воплощения национальной картины мира писателем. (Например, обезлюдевшие горные сёла в повести «Человек без пуповины»; двор сельского дома Рамаз бубы, обставленный разным хозяйственным инструментом и инвентарем – колесами арбы, мехами кузницы, каменными жерновами мельницы в рассказе «Ночь в Терсепуле»).
Трехмерность пространства создается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей. Писатель создает и показывает природу, людей и события в различных пространственно-временных мирах: реальном земном (землю и земную природу, горы и реки, заброшенные горные аулы и переселившиеся на равнины новые поселки в повести «Человек без пуповины»), вымышленном (сломленные духом и потерявшие человеческое достоинство покорённые люди – ласы в повести «Счастливцы»), планетарном (фантастические инопланетные миры, другую солнечную систему и цивилизацию Желтой планеты с непривычным для землян мышлением в фантастической повести «Посланник Желтых Небес») и др.
Художественное пространство в прозе Ф. Нагиева тесно переплетено с художественным временем и его временными составляющими. Фантастическое пространство в прозе Ф. Нагиева населено нереальными с научной точки зрения, необычными и невозможными для земного сознания объектами, и событиями. Это чуждое для человека пространство расширяется по вертикали и по горизонтали, в глубину и в ширину.
Время и пространство участвует также в цветовом оформлении пейзажа: зеленые травы, разноцветные цветы весной, летом и осеню, желтая листва поздней осенью, белые горы зимой, улицы с черной грязью в непогоду, разрушающиеся серые дома в покинутых аулах («Человек без пуповины»). В отдельных произведениях («Счастливцы», «Легенда о последнем подснежнике») белый цвет солнца подавляет все другие цвета, превращая окружающее в серое выжженное пространство. Здесь солнце показано не как источник жизни, а как губитель, осушитель живой природы.
Мир пейзажа выходит за пределы пространства Земли и Солнечной системы, простирается до галактики «Желтые Небеса», где сплошное желтое пространство и постоянное светлое время без ночей со своим преобладающим необычайно желтым цветом. Озвучивая проблему сохранения жизни на Земле устами инопланетянина, писатель рисует неземные пейзажи далекой планеты Лимтан – планеты с желтыми небесами и желтой атмосферой, излучающей густой, как туман, желтый свет; с похожей на золотой песок почвой, фиолетовыми растениями и светло-бирюзовой водой.
Цветосветовой пейзаж, представленный исключительно холодными тонами, позволяет не только показать неземную планету, но и передать читателю свою тревогу за сохранение жизни на маленькой, по сравнению с бескрайними мирами галактик, планете Земля.
Нередко информация о пейзаже содержится в заглавии произведений: «Ночь в Терсепуле», «Легенда о последнем подснежнике», «Радуг и Радуга», «Посланник Желтых Небес» и др.
Через пейзаж передается также эффект присутствия автора посредством его отношения к изображаемому предмету или явлению. Описывая церемонию «лизания царского медового пальца» по утрам и избиение «царским кнутом» по вечерам, писатель выражает не жалость к ласам – «покорившимся», а свое негодование к их раболепию. Здесь постоянство пейзажа – «жаркое солнце»; «серые неприступные горы»; «серая, без зелени земля, на которой не видно жилищ»; «неприметные норы, где живут ласы-покорённые» – соответствует самодовольному постоянству жизни ласов-покорившихся.
Горы в произведениях Ф. Нагиева – прежде всего, этническая среда, связанная с судьбами людей. Горы в течение многих тысячелетий воспитывают идеального человека, который живет в гармонии с ними. Они наделили своих жителей самыми лучшими чертами – смелостью и отвагой, трудолюбием и рационализмом, искренностью и честностью, дружелюбием и гостеприимством. Но разрушение этнического пространства приводит к скитальческому образу жизни и разрушению души. Человек словно теряет точку опоры.
В произведениях прозы Ф. Нагиева мы наблюдаем все основные функции пейзажа. Но наибольшее внимание писателем уделяется психологической функции. Причем писатель показывает двусторонность связи природы и характера человека. С одной стороны, горы сформировали, а жизнь на равнине изменила характер горцев. С другой стороны, и горцы в горах, и горцы-переселенцы на равнины по-своему влияли на окружающую среду и изменяли ее.
К теме переселения народов, ностальгии по родным местам обращались многие писатели. Поэтому, выражаясь словами Ю. Кристевой, «литературное слово» разных писателей может становиться «местом пересечения текстовых плоскостей» или «диалогом различных видов письма». То есть в произведениях разных писателей встречаются некоторые общие черты.
Герои повести Ф. Нагиева «Человек без пуповины» и герои повести Расима Хаджи «Вой Белого Ветра» образуют интертекстуальные пары: Аслан буба – Шахпеленг, Урди – Белый Ветер, Хакимбег – Мемесил…
Творческий почерк этих писателей близок реалистичной передачей внутреннего мира и психологии героев.
Образы гор Ф. Нагиева в повести «Человек без пуповины» перекликаются с образом гор повести Меджида Гаджиева «Вот камень, а вот весы». У М. Гаджиева горы призывают: «проживайте свои годы так же гордо, как горы; как горы сохраните свое достоинство!»
Нагиевский герой теряет ту народную заповедь, которая призывает сохранить стойкость духа и гордость, воспитанные горами. Горы создают и украшают среду обитания человека. И человек также украшает горы своим трудом, своей заботой о природе. Но село давно переселилось на равнину, а дома разрушились. Здесь уже нет былой красоты и радости. Теперь здесь поселились разруха и печаль. При виде этой картины, Урди охватывают тревожные мысли: «И ты сегодня не можешь гордо поднимать голову. И гордости совсем не осталось. Ни перед кем. Ни перед собой, ни перед родными, ни перед сельчанами. А больше всего – перед самим собой. Есть ли чувство тяжелее этого! От других хоть можно убежать. Но от себя убегать куда?!»
Удивительно совпадают и судьбы героев в повестях Ф. Нагиева «Человек без пуповины» и дагестанского писателя, проживающего в Ярославской области, Мамеда Халилова «Дом окнами на восток». Обоих героев тянут назад родные горы, и это мешает быть им вполне счастливыми вне своей малой родины.
Судьба нагиевского героя Урди и его жены Светланы напоминают судьбу халиловского героя Алибека и его жены Светланы. У обоих героев не складывается семейное счастье, оба героя после развода с женой уезжают к себе в горы. Оба героя в разрыве с семьей в душе винят больше себя.
И у Ф. Нагиева, и у М. Халилова улавливается духовная связь между автором и его героем. И Урди, и Алибек ностальгируют по родному селу, переживают за сохранение духовной культуры народа, языка и традиций. Прибыв в село, посещают могилы. Опять же их тянет туда ностальгия по прошлому, могилы предков.
В «"Счастливых" людях» Ф. Нагиева наблюдаются мотивы интертекстуальности с романом выдающегося писателя ХХ века Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). Нагиевские ласы близко напоминают айтматовских манкуртов. И манкурт, и лас своей похожи своей отрешенностью от действительности и рабской покорностью своему хозяину. Разумеется, ласы чувствуют себя более счастливыми, нежели манкурты. Но внутренняя их природа одна и та же.
Мотивы интертекстуальности обнаруживается также в образах Мазана («Счастливцы») и библейского Иисуса Христа. В развязке произведения разъяренная толпа ласов устраивает самосуд над своим спасителем, который посягал на их вековые устои. Каждый из толпы старается бить его посильнее и побольнее, становясь соучастником этого преступного для нас, но единого ритуального для ласов действа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэтика художественной розы Фейзудина Нагиева —это комплексное многогранное понятие, которому присущи с одной стороны различные методы и способы для создания художественной прозы и ее обогащения общеизвестными типовыми и индивидуальными возможностями всей богатой палитры поэтики.

Итак, новизна диссертационного исследования проявилась в том, что впервые в дагестанской литературе:
– изучена жанровая система, метод и стиль художественной прозы Ф. Нагиева;
– в творчестве Ф. Нагиева определены первые в дагестанской литературе жанры антиутопии и фантастики;
– составлена и изучена творческая биография многогранной личности в свете ее влияния на творчество;
– изучена тема родины и патриотизма, соотношение национального и интернационального компонентов в прозе писателя;
– исследована проблема «автор и его герой», определена степень воздействия авторского субъективизма и его нравственно-эстетических ценностей на образ его героя, изучен вопрос поиска автором нравственно-эстетического идеала в положительном герое;
– установлен и изучен богатый арсенал поэтики художественной прозы Ф. Нагиева.
Вместе с тем в процессе диссертационного исследования у нас появились и некоторые практические рекомендации:
– хотя творчество Фейзудина Нагиева вошло в школьные программы во родной литературе, изучается в средних и высших учебных заведениях, считаем, что призывающее к гуманистическим ценностям творчество писателя нуждается в более глубоком изучении и широкой пропаганде;
– отдельного, самостоятельного изучения, исследования и научного осмысления требует детская проза писателя; при остром дефиците на добротную детскую литературу, проза для детей Ф. Нагиева может стать школой нравственно-эстетического и интернационально-патриотического воспитания молодого поколения; эту функцию могли бы взять на себя структуры управления образования, филологические вузы, НИИ педагогики им. А.Тахо-Годи, Дагестанское книжное издательство;
– исходя из объема поставленных задач, нами изучена поэтика не всего творчества писателя, а ограничились произведениями художественной прозы; между тем изучение поэтики всего творчества писателя (поэзии, прозы, публицистики, драматургии) может представить большой научный интерес;
– научный интерес мог бы представлять также жанрово-тематический разбор и анализ всего творчества Ф. Нагиева с определением и изучением вопроса проникновения темы из одного жанра в другой: публицистику – художественную прозу – поэзию и драматургию.
Категория: Об авторе в прессе | Добавил: Фаиз (09.09.2019) | Автор: Фейзудин Нагиев E
Просмотров: 227 | Теги: художественная проза, Фейзудин Нагиев, Гротеск, лезгины, литература, диссертация, дагестан, антиутопия